Вино
Вино установлено Господом как вещество для главного церковного Таинства – Евхаристии, вино употребляется при освящении Престола, в Таинствах Елеосвящения и Брака.
Первое чудо Иисуса Христа было претворение воды в вино на свадьбе.
Вино в Библии нередко символизирует духовные силы и дарования (Притч 9:2; Ис 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Иер 25:15). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Пс 79:9-16; Ос 10:1), а землю израильтян – с виноградником (ср. Мк 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (Ин 15:1).
Впервые вино упоминается в Библии в 9 главе Книги Бытие. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил от вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре» (Быт. 9;20). Далее следует грех Хама и разделение в семье.
«…Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем» (Тов. 4:15)
«Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (1Еф 5:17-18).
Святой Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: однаслужит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога.
Дело это не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».
Профессор А.И. Осипов о запрете 51-м Апостольским Правилом гнушаться вином:
«Одно дело гнушаться, другое – воздерживаться. Это разные вещи. Что значит – гнушаюсь? Под гнушением что разумеется? Когда Апостольские правила пишут о гнушении, что имеется в виду? Вино, мясо – т.е. рассматривается то, что является творением Божиим. Гнушаться творением Божиим грешно. Но рассматривать – одно полезно, а другое вредно – это моя обязанность. Должен ли я гнушаться тигром? Нет, конечно, но предпочитаю быть от него подальше, чтобы не встретиться с ним в лесу, в Уссурийском крае. Я не гнушаюсь, но я боюсь. Нельзя – это смертельно. Кобра – творение Божие? Конечно, да и какая красавица! Только подальше, пожалуйста! Надо понимать разницу между гнушением и рассуждением. Что мне полезно и что – вредно. Вот алкоголь – вреден. Моему организму трудно пить водку, коньяк, спирт, да еще неразбавленный. И здесь я – нет-нет-нет! Но не потому, что гнушаюсь, потому что для меня смертельно, потом что вредно. Это разные понятия – вред и гнушение. Гнушение – это омерзение, чувство презрения к чему-либо. Не думаю, что к спиртным напиткам стоит относиться с омерзением…».