митрополичий

реабилитационный центр

"Воскресение"

Московский Патриархат

Русская Православная Церковь

Звоните прямо сейчас!

Звонок с любых телефонов по РФ бесплатный

8 (800) 707-70-54  ---   с 9:00 до 21:00

8 (800) 707-70-54  ---   с 9:00 до 21:00

-->

митрополичий

реабилитационный центр

"Воскресение"

Московский Патриархат

Русская Православная Церковь

Почему возникают зависимости

Почему возникает зависимость

Почему возникают зависимости

Зависимость –

1) неспособность обходиться без чего-либо;

2) подчиненность чужой власти при отсутствии самостоятельной свободы.

На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая, информационная (интернет), эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппинг-зависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы:

  • химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.);
  • эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость от работы, интернет-зависимость и т.д.).

И в том и в другом случае человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.
Проблема зависимости пускает свои корни в раннем детстве, когда ребёнок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности. Психоаналитики объясняют причины возникновения зависимостей нарушением детского развития. Первые предпосылки для возникновения будущей зависимости могут появиться на первом году жизни ребёнка. Если мать ребёнка не в состоянии удовлетворить самые важные из его потребностей (в безусловной любви, полном принятии, самовыражении, эмоциональном общении, понимании и реализации его потребностей) то такой ребёнок будет чувствовать себя обделённым и лишённым чего-то жизненно важного. Со временем такой ребёнок может начать употреблять химические препараты, чтобы защитить своё Я, вернуть себе ощущение психологического комфорта, безопасности, спокойствия, но при этом доступ к своим чувствам у него закрыт, а это вызывает в свою очередь очень высокое внутренне напряжение и невозможность удовлетворить свои потребности здоровыми способами.
Именно в этом и заключается роль употребления химических агентов, с помощью него люди изменяют своё состояние, достигая чувства «облегчения». Эмоциональные зависимости «приходят на помощь» для удовлетворения чувства безопасности, в первую очередь.

Лишённые своего «спасительного» агента, зависимые испытывают синдром лишения:

  • чувство, что чего-то не хватает,
  • ощущение пустоты,
  • ощущение себя «не в своей тарелке «,
  • дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворённость чем-либо,
  • апатию, безразличие, отстранённость,
  • сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность,
  • раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости,
  • неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи,
  • чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо,
  • усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности,
  • страдание, боль, невыносимые муки.

Признаки зависимости

  1. Человек не в состоянии самостоятельно (без химических агентов и эмоциональной «поддержки») справиться с состоянием тревоги, страха, сильнейшего беспокойства, вины, и другими отрицательными эмоциями и, поэтому испытывает сильнейшие страдания.
  2. Он не умеет или не стремится адаптироваться к существующей реальности социально допустимыми, физически и психологически здоровыми способами. «Большой ребёнок» не выдерживает нагрузки и бежит от настоящего и будущего в прошлое.
  3. Свобода, которую ребёнок понимает как вседозволенность, во взрослой жизни означает, прежде всего, ответственность. Такая свобода становится, не нужна. Отказ от свободы для взрослого означает зависимость.

Какие формы воспитания способствуют возникновению зависимостей?

Во-первых, как ни странно, в семьях, где детей опекают, заботятся, балуют и вроде как любят, вырастают будущие зависимые ничуть не реже, чем в неблагополучных семьях. Такая форма воспитания способствует тому, что ребёнок не получает необходимого опыта самостоятельно заботиться о себе, решать свои проблемы и склонен думать, что неприятности должны быть устранены немедленно, без каких либо значительных усилий с его стороны, т.е. с помощью различного рода стимуляторов, наркотиков, отвлекающих или утешающих факторов. Если родители стремятся к гиперопёке, другими словами контролю ситуации, тем самым они признаются в своём отсутствии доверия к жизни, безопасности. Желание постоянно контролировать и опекать — точно такой же показатель зависимости, как и все остальные. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности. И поэтому занимается тем, что ему больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

Во-вторых, будущие потенциально-зависимые вырастают в семьях, где ребёнка либо игнорируют (его физические, эмоциональные потребности), либо ребёнок подвергается давлению, и не обязательно в буквальном смысле. Ребёнок воспитывающийся в такой семье не получает необходимой для нормального развития любви, следовательно не умеет принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх активно действовать. И как следствие, этот ребёнок не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребёнка — поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.
И в первом и во втором случае ребёнок растёт в условиях тюрьмы, либо мягкой неочевидной, либо жёсткой и очевидной, что является причиной дальнейших печальных последствий.
Для здорового человека удовлетворённость и чувство психологического комфорта связаны с реализацией его осознанных потребностей. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки.

Бегство в зависимость — это отказ от выбора, который есть у любого взрослого человека. Вместо того чтобы уйти в зависимость, а значит, выбрать жизнь, полную беспросветных страданий и боли, всегда можно поставить перед собой цель и стремиться к её достижению вопреки невероятно трудным жизненным обстоятельствам.